«Этот день в истории: события, факты, люди. Верхнеудинск – Улан-Удэ» – 13 июня

Централизованная библиотечная система г. Улан-Удэ продолжает онлайн-проект «Этот день в истории: события, факты, люди. Верхнеудинск – Улан-Удэ». Сегодня мы расскажем об интересных событиях, которые произошли 13 июня в истории нашего города.

1688

«Великий и полномочный» посол Федор Алексеевич Головин отдал распоряжение укрепить Удинскую крепость новыми острожными стенами, выкопать ров и соорудить тайный ход к реке Уде.

1773

Не доезжая города 5 верст, в районе нынешней Стрелки, скончался в возрасте 55 лет бывший нижегородский иеромонах Арсений, сосланный за провинности в Нерчинский Успенский монастырь. Он был отпет на паперти Спасской церкви и погребен на Троицком общем кладбище. Верхнеудинский купец Орлов писал, что «…многие из городских жителей… в болезнях брали с могилы Арсения землю и, разводя в теплой воде, поили ею детей, которые выздоравливали».

1872

Отставной губернский секретарь В.А. Динес открыл первую фотографию в Верхнеудинске, которая располагалась по улице Лосевской, в доме А.П. Лосева (угол улиц Коммунистическая и Кирова, ныне на этом месте расположено здание банка).

1924

Вышло постановление Горсовета № 39 о переименовании улиц: «Голдобинскую – в Трудовую, Ново-Спасскую – в Рабочую, Тюремную – в Пристанскую, Приютскую – в им. Лебедева, Закалтусную – в Профсоюзную, Думскую – в Советскую, Ново-Проезжую – в им. Льва Троцкого, Проезжую – в Центросоюзную, Базарную – в Коммунальную, Троицкую – в Милицейскую, Гоголевскую – в Свердловскую, Мордовскую – в Бурятскую, Соборную – в Первомайскую, Большую Набережную – в им. А.П. Смолина, Крестовую – в Крестьянскую, Кобылкинскую – в им. В. М. Серова, Водочную – в Школьную, Муравьёвскую – в Социальную, Курбатовскую – в Пожарную, Фроловскую – в Кооперативную, Большую Николаевскую – в Ленинскую, Лосевскую – в Юного Коммунара, Покровскую – в Красную, Мокрослободскую – в Монгольскую, Спасскую – в Калининскую, Титовскую – в Сталинскую, Воздвиженскую – в Партизанскую, Трубецкую – в Декабристскую, Графскую – в Крестьянскую, Мариинскую – в Международную, Сергиевскую – в Мухинскую, Солдатскую – в Красноармейскую, Петроградскую – в ул. Пионеров, Нобелевскую – в Нефтяную, Интендантскую – в Шефскую, Базарную площадь – в Октябрьскую площадь». (Бурят-Монгольская правда, 1924, № 142).

1931

Принято постановление коллегии Народного комиссариата по земледелию СССР №38 «Об организации Бурят-Монгольского агропедагогического государственного института». 10 января 1932 г. в Верхнеудинске был открыт Бурят-Монгольский агропедагогический институт (ныне БГУ). Институт находился в доме С.И. Розенштейна. В декабре 1932 г. он реорганизован в два института – педагогический и агрозоотехнический с двумя факультетами. Первым директором пединститута стал Морхоз Петрович Хабаев.

1931

Постановлением ЦИК БМАССР №37 частично отменено постановление №62 от 22 февраля 1930 г. Часть зданий в Верхнеудинске была демуниципализирована – дома вернулись прежним собственникам.

1931

В город с гастролями приезжает ленинградский квартет им. Л.С. Ауэра. Вместе с квартетом выступал тенор И.М. Лавров. «Его архаичный репертуар не может считаться находкой даже для неизбалованного верхнеудинского слушателя. Такие «шедевры» как ария герцога из «Риголетто» (Сердце красавицы) в наше время неловко как-то слушать. Рояль театра находится в совершенно нетерпимом состоянии. Вместо ножек рояля используются ящики, доски и табуреты», – писала «Бурят-Монгольская правда».

1932

В городе началось наводнение. Затоплен ряд пристаней на Селенге. В Верхнеудинске затоплены улицы, прилегающие к Уде. К часу дня уровень воды поднялся на 402 см выше уровня ординара. Затоплен лесозавод и шерстомойка. Жители затопленных улиц переселены в клуб строителей и еврейскую школу-семилетку.

1934

Горсовет постановлением №56 выделил часть закрытого Троицкого кладбища для устройства метеорологической станции. Выделенный участок на востоке граничил с магометанским кладбищем.

2001

С 13 по 18 июня в Улан-Удэ проходил III Международный симпозиум и фольклорный фестиваль «Байкальские встречи: культуры народов Сибири». На симпозиуме рассматривались темы традиционной культуры, фольклора, музыки, хореографии, прикладных искусств народов Сибири.