Анна Андреевна Ахматова

«Мы ни единого удара не отклонили от себя…»

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) родилась близ Одессы. Предки по линии матери, по семейному преданию, восходили к монгольскому хану Ахмату (отсюда псевдоним). Отец, служил инженером-механиком на флоте и занимался журналистикой. Детские годы провела в Царском Селе, затем переехала в Киев, где окончила гимназию, в 1908-1910 училась на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Посещала также женские историко-литературные курсы в Петербурге.

Весной 1910 согласилась стать женой Н. С. Гумилева. Поэтическая чета совершает путешествие в Париж, вторично Анна Андреевна побывала там весной 1911, познакомилась с А. Модильяни, написавшим ее знаменитый портрет. Сын Ахматовой и Гумилева – Лев Гумилев стал выдающимся ученым-востоковедом.

Создавая в ранних стихах атмосферу «загадки», Ахматова вводит в высокую поэзию свободное «самовыражение» как стилевой принцип. Кажущаяся фрагментарность лирического переживания всё явственнее подчиняется сильному интегрирующему началу, что дало повод В. В. Маяковскому заметить: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».

Вместе с Гумилевым, Мандельштамом и другими стала одним из основателей поэтической группы «Цех поэтов». В начале 1910-х вошла в группу акмеистов и стала публиковаться в московских и петербургских изданиях. Первая книга Ахматовой «Вечер» вышедшая в 1912 году имела головокружительный успех. Следующая книга «Чётки» (1914), переиздававшаяся десять раз, принесла Ахматовой всероссийскую славу, вызвала многочисленные подражания, утвердила в литературном сознании понятие «ахматовская строка». В 1917 году вышел сборник «Белая стая». Лирика Ахматовой этого периода почти исключительно любовная. Ее отличительные особенности – выраженность собственно женской точки зрения на события, специфика женского восприятия происходящего. И при этом – немногословность, умение глубочайшую эмоцию передавать двумя-тремя словами.

Тесно связанная с дворянской культурой, Ахматова сначала отрицательно восприняла Октябрьскую революцию. В ее творчестве нашли отражение раздумья о возможной эмиграции: «Мне голос был. Он звал утешно…». Но осталась верна России. Позднее Ахматова четче сформулировала свое решение:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной,
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

Первые послереволюционные годы отмечены лишениями и отдалением от литературной среды после смерти Блока и казни Гумилева. Затем она возвращается к активной деятельности – участвует в поэтических вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В начале 1920-х выходят два ее сборника – «Подорожник» (1921) и «Aппo Domiпi» (1922). В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным.

В 1935 арестован сын – Л. Н. Гумилев. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который отразил гражданские чувства протеста и неприятия тоталитарного режима. Вышедший в 1940 сборник «Из шести книг» подвергался идеологическому разносу и изымался из библиотек.

В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет патриотические шедевры «Мужество», «Клятву». Мотивы единства со страной звучат в лирических циклах «Луна в зените», «С самолёта»; в эвакуации в Ташкенте она работает над «Поэмой без героя», посвященной предреволюционному Петербургу.

В 1946 Ахматова навлекает на себя гнев властей узнавших о визите с ней английского литературоведа И. Берлина. Наряду с М. М. Зощенко поэтесса становится главным объектом партийной критики в постановлении ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»».

В последнее десятилетие жизни Ахматовой её стихи, преодолевая цензуру, постепенно приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник «Бег времени», Анне Андреевне вручена итальянская литературная премия «Этна-Таормина» (1964). В ходе визита в Англию ей присвоено звание почетного доктора Оксфордского университета (1965).

В 1987 в советских журналах появился трагический цикл «Реквием», писавшийся в 1935-1940 и дополненный в 1957-1961. Это – одновременно исторический документ, отразивший общенародную беду, и высокий образец гражданской лирики, порожденный безысходным личным горем: арестом сына, вынесением ему несправедливого приговора и многолетним его пребыванием в лагерях. В 1989 была, наконец полностью, напечатана и «Поэма без героя», над которой Ахматова работала с 1940 по 1965. Это сложное философское произведение является своего рода духовным завещанием автора, вобравшим в себя все важнейшие темы и образы ее творчества. Решением ЮНЕСКО год столетнего юбилея Ахматовой был посвящен ее памяти.

Перу Ахматовой принадлежат переводы из восточных, западноевропейских, еврейских, латышских поэтов. Тонкостью анализа отмечены работы о творчестве А. С. Пушкина.

В Центральной городской библиотеке им. Исая Калистратовича Калашникова имеются издания произведений Анны Ахматовой и литература о жизни и творчестве:

Ахматова А. А. Избранные стихотворения
Ахматова А. А. Избранные стихотворения

Ахматова А. А. Избранные стихотворения / А. А. Ахматова. – Москва: РИПОЛ классик, 2011. – 448 с. – (Шедевры поэзии в подарок).

В сборник вошли избранные стихотворения из всех семи поэтических книг, изданных при жизни поэтессы или составленных ею, а также поэма «Реквием».

Ахматова А. А. Исповедь: Семь поэтических книг / Анна Ахматова. – Санкт-Петербург: Кристалл, 2001. – 223 с.

В настоящем воспроизводится авторская структура, как опубликованных при жизни, так и существующих в рукописях семи поэтических книг Анны Андреевны Ахматовой, с учетом особенностей текстологии, отраженной в ряде позднейших изданий.

Ахматова А. А. От царскосельских лип: поэзия и проза / Анна Ахматова. – Москва: Эксмо, 2008. – 656 с.

Ахматова А. А. Реквием. Стихотворения
Ахматова А. А. Реквием. Стихотворения

Ахматова А. А. Реквием. Стихотворения / Анна Ахматова. – Москва: Эксмо, 2014. – 320 с. – (Запрещенные книги).

Ахматова А. А. Лирика / Анна Ахматова. – Москва: Эксмо, 2008. – 384 с.

 

Ахматова А. А. Стихотворения. Воспоминания
Ахматова А. А. Стихотворения. Воспоминания

Ахматова А. А. Стихотворения. Воспоминания / Анна Ахматова. – Москва: Эксмо, 2014. – 640 с. – (Библиотека всемирной литературы).

В книгу вошли стихотворения разных лет. С конца двадцатых годов Ахматова «усердно» и «с большим интересом» стала заниматься изучением жизни и творчества Пушкина. В книгу включены статьи о Пушкине, о Лермонтове , о Данте, воспоминания об А. Блоке, М. Лозинском, А. Модильяни, М. Цветаевой, Б. Пастернаке, И. Анненском, О Мандельштаме, а также автобиографическая проза. Книга издана к 125-летию А. А. Ахматовой.

Ахматова А. А. Стихотворения и поэмы / Анна Ахматоа. – Москва: Эксмо, 2014. – 352 с. – (Золотая серии поэзии).

Ахматова А. Сероглазый король: избранные произведения. – Санкт-Петербург: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014. – 288 с.

В настоящее издание вошли избранные произведения крупнейшего русского поэта Анны Ахматовой. Это стихотворения из книг «Вечер», «Четки», «Белая Стая», «Подорожник», «Anno Domini», «Бег времени», а также знаменитая «Поэма без Героя» и «Реквием». Начав свой творческий путь в 1910-х годах, она печаталась в журнале «Аполлон», читала стихи на «Башне» Вяч. Иванова, была знакома с Ф. Сологубом, О. Мандельштамом, М. Кузьминым, ее называли Федрой и Эвридикой тех лет. Критики сразу отметили «оригинальность, отличность от других» молодого поэта, существование собственной манеры, «причудливые загадки2 рядом с «лирической обнаженностью», «небывалую остроту напряженного переживания». Разделив с современниками все испытания и трагедии XX века, пройдя через болезни, бедность, нищету, потерю близких, заключение сына, неприятие властей и периоды молчания, Ахматова стала неповторимым по силе и глубине голосом эпохи, поднявшись в творчестве до высот Данте, Шекспира, Пушкина и других гениев мировой литературы. После ее ухода Арсений Тарковский сказал: «Жизнь ее кончилась. Наступило бессмертие».

Ахматова А. А. Сероглазый король: стихотворения
Ахматова А. А. Сероглазый король: стихотворения

Ахматова А. А. Сероглазый король: стихотворения / Анна Ахматова. – Москва: Эксмо, 2012. – 416 с.

Ахматова А. А. Сероглазый король: стихотворения / А. А. Ахматова. – Москва: Эксмо, 2004. – 416 с.

Ахматова А. А. Стихотворения. Поэмы. Проза
Ахматова А. А. Стихотворения. Поэмы. Проза

Ахматова А. А. Стихотворения. Поэмы. Проза / Анна Ахматова. – Москва: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 822 с. – (Бессмертная библиотека).

***

Ахматова Анна Андреевна // Русские писатели XX век: биобиблиографический словарь. Ч. 1. – Москва, 1998. – С. 109-113.

«Мы ни единого удара не отклонили от себя…»: Анна Андреевна Ахматова (Горенко) – поэт, пушкинистка // Знаменательные даты 2019: календарь-журнал. – Москва, 2018. – С. 258.

«…явление Поэта в облике женщины»: Анна Андреевна Ахматова (Горенко) // Знаменательные даты 1999: календарь. – Москва, 1998. – С. 290.

Носик Б. М. Анна Ахматова. Я научилась просто мудро жить… / Борис Носик. – Москва: Алгоритм, 2015. – 224 с. – (Женщины Серебряного века).

Вы знаете, что такое любовь? Настоящая любовь? Любили ли вы так неистово, что готовы были шагнуть в пламя преисподней? Я – да». С этих слов начинается знаменитая киноповесть, посвященная итальянскому художнику Амедео Модильяни. Так начиналась история мимолетной и трагической любви двух гениев начала века Анны Ахматовой и и Амедео Модильяни. Что общего у русской поэтессы и итальянского художника? Сама Анна Андреевна писала об этом романе так: «…все, что происходило, было для нас обоих предисторией нашей жизни: его – очень короткой, моей – очень длинной». Автор этой книги – как никто другой смог понять невероятную историю любви Ахматовой и Модильяни. Именно ее автор посчитал основополагающей в биографии Анны Андреевны Ахматовой.