«Тонкий знаток душ человеческих»

160 лет со дня рождения русского писателя Антона Павловича Чехова

29 января 2020 года исполняется 160 лет со дня рождения русского писателя Антона Павловича Чехова. Имя Чехова наряду с именами Пушкина, Гоголя, Тургенева, Льва Толстого и Достоевского, стало одним из символов русской культуры. Его творчество признано ярчайшим выражением русского национального духа. Необычайную психологическую тонкость, отторжение всякого рода пошлости – и в мыслях, и во вкусах, и в поведении, показавшего ту особую российскую интеллигентность, которая ничего общего не имеет с параличом воли, но всегда отзывчива, благородна, скромна, чужда грубого меркантилизма и циничной расчетливости – таковы особенности характера и творчества Чехова.

Окончив медицинский факультет Московского университета, Антон занимается врачебной практикой; в 1844-1845 пишет работу «Врачебное дело в России». Но целительство иного рода все более привлекает его. С конца 1870-х под псевдонимами: «Человек без селезёнки», «Брат моего брата», а чаще – «Антоша Чехонте», наблюдательный юноша публикует в многочисленных журналах заметки, фельетоны и юморески, такие как «Письмо к учёному соседу», 1880; «Лошадиная фамилия», 1885; «Беззащитное существо», 1887, а заодно ведет для петербургского журнала «Осколки» обозрение «Осколки московской жизни». Но уже с начала 1880-х смех его делается всё серьезнее, Чехонте вырастает в Чехова, а «осколки» складываются в печальную и тревожную картину скучной жизни его современников – с ложными целями. Фальшивое поведение, наигранные чувства, лень и эгоизм в рассказах и повести «Именины» 1888; «Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Ионыч», 1898. Жизнь, в которой «чин» оказывается  значительнее человеческой сути – в рассказах «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», 1883; «Хамелеон», 1885, где цепкое безразличие к чужому существованию и жестокости приводит к повседневным будничным трагедиям, повсюду происходящим и никем не замечаемым – «Спать хочется», 1888.     

В 1890 Чехов едет на остров Сахалин – «место невыносимых страданий», по его собственному определению, –  где изучает условия жизни ссыльных и каторжных, проводит перепись населения и публикует обо всем этом очерково-публицистическую книгу «Остров Сахалин». Отзвуки впечатлений от этой поездки можно найти и в художественных произведениях Чехова – рассказах «В ссылке», «Убийство», повести «Палата № 6». Представляют интерес и письма писателя. …«Вода в Байкале бирюзовая…», «Верхнеудинск миленький городок…» – делился Антон Павлович Чехов впечатлениями о поездке  в письмах к своим близким, проезжая по Сибири.

Со второй половины 1880-х Чехов много пишет для театра – пьесы «Иванов», 1887-1889; «Чайка», «Дядя Ваня»1896; «Три сестры» 1900-1901; «Вишневый сад», 1903-1904 и другие одноактные комедии и водевили. Писатель сближается с коллективом Московского художественного театра, ныне МХАТ им. А. Чехова. Одна из ведущих актрис этого театра, Ольга Леонардовна Книппер, становится его женой.

В этот период в творчестве Чехова словно ведут спор суровая правда жизни – повести «Моя жизнь», «Мужики», «В овраге» – и неистребимая вера в человека, пробуждающегося от духовной спячки и стремящегося к лучшему, деятельному, осмысленному и нравственному бытию – рассказы «Дом с мезонином», «Крыжовник».

Да и сам писатель в последние годы жизни проявляет общественную активность: помогает крестьянам – соседям по приобретенному им в 1892 имению в подмосковном Мелихове, открыто выражает сочувствие писателю А. В. Амфитеатрову, высланному за фельетон, высмеивающий династию Романовых; поддерживает студенческие волнения; наконец в 1902 вместе с В. Г. Короленко слагает с себя звание почётного академика в знак протеста против отмены Николаем II  избрания почётным академиком Максима Горького…

Между тем туберкулез сжигает писателя, не помогают и регулярные поездки в Ялту. 25 июня 1904 Чехов умирает в Германии, на курорте Баденвейлер, куда он выехал в надежде на исцеление. А герои Чехова продолжают жить: книги его читают, пьесы ставятся на сценах всего мира, его произведения получают новую жизнь в кино, в живописи, музыке, балете…

В Центральной городской библиотеке им. Исая Калистратовича Калашникова имеются произведения Антона Павловича Чехова  и литература о жизни и творчестве:

Чехов А. П. Рассказы / Антон Павлович Чехов. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 443 с. – (Русская классика).

В сборник вошли наиболее известные повести и рассказы Чехова – произведения забавные и трагические, порой прозрачно-поэтические, порой саркастически-едкие.      Щемящие и тонкие истории «несбывшейся любви» – «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Ионыч»… Безжалостные в своей психологической обнаженности «Женские и мужские портреты» – «Душечка», «Попрыгунья», «Крыжовник»… С детства знакомые печально-добрые «Ванька» и «Каштанка», откровенно, взахлёб смешные – «Лошадиная фамилия», «Хирургия»…

Чехов А. П. Вишневый сад / Антон Павлович Чехов. – Москва: Издательство АСТ, 2018. – 416 с. – (Русская классика).

В эту книгу вошли классические пьесы Чехова, вот уже столетие не сходящие со сцены, многократно экранизированные самыми блистательными режиссёрами мира и по сей день не утратившими своей гениальной вечной актуальности. В сборник включены: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Иванов».

Чехов А. П. Остров Сахалин: очерки, путевые заметки, рассказы / А. П. Чехов. – Москва: Эксмо, 2009. – 512 с. – (Русская классика).

«Остров Сахалин» – «путевые записки», документальные в своей основе, – итог беспримерной для своего времени поездки А. П. Чехова на восточную окраину России. Это произведение стало предметом особой гордости писателя. «Я рад, что в моём беллетристическом гардеробе, отмечал он, – будет висеть и сей жёсткий арестантский халат. Пусть висит!». В сборник вошли также очерки «Из Сибири» и рассказы: «Беда», «Воры», «В ссылке», «Рассказ старшего садовника», «Убийство», «Мужики».

***

Антон Павлович Чехов  // Знаменательные даты – 2020: календарь-журнал. – Москва: Либер-Дом, 2019.

Тонкий знаток душ человеческих: Антон Павлович Чехов // Знаменательные даты – 2000: календарь. – Москва: Либерея-Бибинформ, 1999. – С.17-18.