«Дар сатирика»
210 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя
Николай Васильевич Гоголь – русский писатель 19 века, великолепно чувствовавший все неисчерпаемое богатство русского языка, – широко раздвинул границы книжной речи. От канцелярско-приказного жаргона, от добродушно-задиристого юмора, от сатирического преувеличения он легко переходил к музыкальной красочности лирических отступлений, к волшебной поэтической красоте пейзажей. Его произведения, сыгравшие огромную роль в развитии русской литературы, сохранили и сегодня свою действенную силу и свежесть.
«Великая литературная сила» – так охарактеризовал гоголевское творчество истории русской литературы С. А Венгеров. Действительно, Гоголю вместе с Пушкиным принадлежит честь создания новой русской литературы.
Будущий классик происходил из семьи помещиков среднего достатка. Детские годы он провел в Васильевке, имении принадлежавшем родителям, Василию Афанасьевичу Гоголю-Яновскому и Марии Ивановне Косяровской. Край этот был овеян легендами, древними преданиями, будоражившими воображение. Рядом с Васильевкой находилась Диканька, где показывали сорочку казненного Кочубея и дуб, у которого по преданию происходили свидания Мазепы с Марией. Не случайно она войдет в название книги, с которой как считают литературоведы, и начался писатель.
После окончания Полтавского уездного училища, частных уроков и учебы в Гимназии высших наук в Нежине, он вместе с другом, также выпускником гимназии А. С. Данилевским, в 1828 году едет в Петербург. С конца 1829 Гоголь служит в различных департаментах Министерства внутренних дел, а с 1831 преподает историю в Патриотическом институте. В июне 1834 году определяется адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при С.-Петербургском университете.
Но главный интерес Гоголя – литература. После первой повести «Вечер накануне Ивана Купала» (1830) и ряда других произведений и статей, в 1831-1832 он публикует первую и вторую части «Вечеров на хуторе близ Диканьки», получивших высокую оценку А. С. Пушкина.
Выход в свет в 1825 году «Арабесок» и «Миргорода», движение Гоголя в сторону фантастического реализма. Верх гоголевской фантастики – повесть «Нос», опубликованная в 1836 году, чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства XX века.
Осенью 1835 Гоголь начинает писать «Ревизор», сюжет которого был подсказан ему Пушкиным. А в середине января 1836 уже читает готовую комедию на вечере у В. Жуковского, в присутствии Пушкина. В этом же году состоялись первые премьеры пьесы. Общество увидело в образах пьесы грубую сатиру на себя и возмутилось.
К этому времени Гоголь уже приступил к работе над «Мертвыми душами». Сюжет их также был подсказан Александром Сергеевичем Пушкиным. В мае 1842 года «Похождения Чичикова, или Мертвые души» вышли в свет. Сам автор назвал роман «поэмой». Книга вызвала большой интерес в читательских кругах и критике. С одной стороны, ее называли «древним эпосом», высоко оценивали художественные и нравственные достоинства, с другой – обвиняли в карикатурности, клевете на действительность.
Но в самом расцвете таланта писателя все чаще и чаще охватывают мистические настроения. Его понятие о служении искусству принимает религиозный мистический характер. Летом 1845 года, находясь за границей, он сжигает рукопись первоначального варианта второго тома «Мертвых душ». Продолжая работать на вторым томом, писатель готовит к изданию главную свою последнюю книгу – «Выбранные места из переписки с друзьями», в которой Гоголь обращается к прямой проповеди, где нет места иносказаниям и художественным приемам. Выход «Выбранных мест…» навлек на писателя бурю критики.
В январе 1848 он побывал в Иерусалиме. Летом следующего года впервые решил познакомить друзей со вторым томом «Мертвых душ». В марте 1851 в последний раз навестил родные места. 7 февраля 1852 Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись второго тома «Мертвых душ». 21 февраля утром писатель умер в доме Талызина, в своей последней квартире, завещая незадолго до этого современникам и потомкам: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник».
В Центральной городской библиотеке им. Исая Калистратовича Калашникова имеются издания произведений Николая Васильевича Гоголя и литература о жизни и творчестве:
Гоголь Н. В. Тарас Бульба: сборник / Гоголь Николай Васильевич. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 444 с. – (Русская классика).
Повесть «Тарас Бульба» – это героическое освещение эпохи, характеров, нравов, яркость словесных красок: «…Разве здесь не все казачество, с его удалью, разгульною жизнью, беспечностью и ленью, его буйными оргиями и кровавыми набегами». Обретение прошлого достигается у Гоголя не скурпулезным показом исторической хроники, не археологической тщательностью деталей, а обобщением событий, романтической наполненностью образов, когда драматические судьбы героев приобретают эпический размах.
«Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Вий», «Тарас Бульба» – лучшие из ранних повестей Гоголя, фантастические и реалистические, смешные, ироничные и пугающе-мистические… Абсолютная классика отечественной литературы, многократно экранизированная, положенная в основу пьес, опер, оперетт, мюзиклов – и по сей день читаемая на одном дыхании…
Гоголь Н. В. Шинель: сборник / Николай Васильевич Гоголь. – Москва: Астрель: Полиграфиздат, 2012. – 380 с. – (Русская классика).
«Шинель», «Нос», «Невский проспект» и другие «Петербургские повести» Гоголя до сих пор поражают читателя своим смысловым разнообразием. Реализм в них тесно переплетается с фантастикой, трагизм с озорным юмором. Эти повести по сей день читаются с неизменным интересом. Также в сборник вошли непревзойденные шедевры мировой драматургии – комедии «Ревизор» и «Женитьба». В них Гоголь заставил современников смеяться над тем, к чему они привыкли и что перестали замечать.
Гоголь, Н. В. Мертвые души: поэма / Н. В. Гоголь. – Paris: Bookking International, 2005. – 408 с. – (Русская классика).
Гоголь Н. В. Мертвые души / Николай Васильевич Гоголь. – Москва: Современник, 1974. – 392 с. – (Классическая библиотека «Современника»).
«Мертвые души» – вершина творчества Николая Васильевича Гоголя. В поэме автор критикует нравы в России во времена «крепостного права». Переезжая вместе с Чичиковым от помещика к помещику, читатель все глубже опускается в «потрясающую тину» пошлости, мелочности, порочности современного писателю общества. Но любовь к России, вера в русский народ и его светлое будущее звучит в произведении, и особенно в лирическом заключении поэмы – в поэтическом сравнении России с неудержимо мчащейся вдаль «бойкой, необгоняемой тройкой».
Гоголь Н. В. Духовная проза: сборник / Николай Васильевич Гоголь. – Москва: Астрель; Владимир ВКТ, 2012. – 349. – (Русская классика).
Последние произведения Гоголя. В советские времена они были практически неизвестны читателю. Читатели получили возможность познакомиться с поздним Гоголем – мудрым философом, блестящим литературоведом, придерживавшимся консервативных взглядов в лучшем смысле этого слова взглядов на отечественную политическую и религиозную жизнь, на крупнейшие события в современном ему мире литературы и искусства. В сборник вошли такие произведения как «Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторская исповедь», «Размышления о божественной литургии», «Правила жития в мире».
***
Золотусский И. Гоголь / И. П. Золотусский. – 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Молодая гвардия, 1984. – 527 с.
Труайя, Анри. Николай Гоголь / А. Труайя ; [перевод с французского Ш. Кадыргулова]. — Москва : Эксмо, 2004. — 634 с. : портр. — (Русские биографии).
Николай Васильевич Гоголь // Знаменательные даты 1999: календарь. – Москва, 1998. – С. 168
«Видный миру смех и неведомые ему слезы»: Николай Васильевич Гоголь // Знаменательные даты 2019. – Москва, 1998. – С. 154.