Тюрюмин Александр Михайлович

Тюрюмин.jpg

ТЮРЮМИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (р. 1928)

Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, мастер спорта СССР международного класса.

Александр Михайлович родился 18 февраля 1928 г. в селе Чанчур Качугского района Иркутской области в крестьянской семье. В этом маленьком поселении, выше которого по Лене деревень уже не было, он жил до восьми лет. О себе Александр Михайлович вспоминал так: «Наверное, лет с пяти я начал заниматься рыбалкой. Рыбы в то время и в Лене, и в Чанчуре было очень много… Мне было лет пять-шесть, когда я впервые увидел летящий над Чанчуром самолет У-2. Скорее всего, он патрулировал окружающую тайгу и летел из Качуга в Онгурен. Впоследствии именно на таком самолете я начинал свою летную карьеру. Помню голод 1933 года. До сих пор не могу забыть запах баланды из отрубей и еще чего-то такого, варившейся во дворе. Хотя тогда казалось, что пахнет очень вкусно. Дары тайги — ягоды, грибы — и рыба помогли выжить в нечеловеческих условиях. Детских фотографий не было, так как жили в те времена, повторяю, очень бедно». В 1936 г. семья переехала в поселок Онгурены, на остров Ольхон (который находится на Байкале), затем на пароходе в Нижнеангарск (Республика Бурятия). В Нижнеангарске он оканчивает среднюю школу и поступает в Иркутское художественном училище. Проучившись три месяца, А. Тюрюмин увидел объявление о наборе юношей в Бугурусланское летное училище гражданской авиации. Пройдя строгий медицинский контроль, был зачислен на первый курс.

В 1948 году окончил лётное училище. Работал в Казахском управлении гражданской авиации (г. Кустанай), где занял место за штурвалом У-2, такого же «кукурузника» который много лет назад пролетал над его малой родиной − таежным Чанчуром. На безотказном «кукурузнике» возил людей, почту, тушил пожары, летал по санзаданиям.

В 1952 году в Минске окончил курсы вторых пилотов и, как перспективный летчик, был приглашен в Московское управление гражданской авиации во Внуково. Зачислен лётчиком в международную лётную группу, осуществлявшую полёты в страны Европы, Азии, Америки, Африки. После окончания в 1956 г. школы высшей лётной подготовки А. М. Тюрюмин летал командиром корабля на ИЛ−12 и ИЛ−14.

С началом эры реактивной и турбогенераторной авиации Александр Михайлович одним из первых освоил самолёт ИЛ−18. В 1960 г. успешно окончил школу летчиков-испытателей в Жуковском, после чего работал в Научно-исследовательском институте гражданской авиации (ГосНИИ ГА) летчиком-испытателем, а с 1963 перешел на летно-испытательную работу в ОКБ С.В. Ильюшина. В 1962—1986 годах — лётчик-испытатель Опытно-конструкторского бюро С. В. Ильюшина. В качестве второго пилота поднял в небо и провёл испытания второго экземпляра пассажирского самолёта Ил-62 (первый полёт – 24 апреля 1964 года), пассажирского самолёта Ил-62М (первый полёт – 14 мая 1968 года), опытного пассажирского самолёта Ил-62М с двигателями Д-30 (первый полёт – 5 марта 1969 года) и самолёта дальнего радиолокационного обнаружения А-50 (первый полёт – 19 декабря 1978 г.). В 1963−1966 годах провёл испытания противолодочного самолёта Ил-38, в 1965−1966 годах − испытания системы «Полоса» на самолёте Ил-18. Участвовал в испытаниях пассажирского самолёта Ил-86.

А. М. Тюрюмину доверяли испытание многих машин – в частности, непревзойденного до сих пор по ряду параметров самолета Ил-76. К разработке турбореактивного самолета Ил-76 коллектив конструкторов приступил в 1966 . Приказом министра авиационной промышленности СССР предписывалось провести работы по определению возможности создания среднего военно-транспортного самолета, предназначенного для выполнения задач, возлагаемых на военно-транспортную авиацию, фронтовую авиацию, по посадочному и парашютному десантированию войск, боевой техники и военных грузов. Постройка первого опытного самолета была завершена в начале 1971. Самолет выкатили на Центральный аэродром города Москвы. В мае того же года самолет показали руководителям страны на подмосковном аэродроме Внуково, а затем впервые представили на Международном авиакосмическом салоне в Париже. Первый серийный Ил-76 5 мая 1973 совершил первый полет с аэродрома Ташкентского авиационного завода. Поднял машину экипаж летчика-испытателя Aлександра Тюрюмина. Этот самолет приступил к летным испытаниям по разделу боевого применения.

В 1970-х годах экипаж А. М. Тюрюмина провёл испытания по отработке десантирования людей и грузов с самолёта Ил-76. В июле 1975 г. экипаж в полетах на Ил-76 по замкнутому маршруту показал рекордную среднюю скорость 857,657 км/ч с грузом 70 т. в полете на дальность 1000 км., а с грузом 70 т. на дальности 2000 км. — 856,697 км/ч. Несколько дней спустя этот экипаж пролетел с грузом 40 т. по замкнутому маршруту протяженностью 5000 км. со средней скоростью 815,968 км/ч. 19 июня 1978 г. выполнил первое парашютное десантирование четырёх грузов на платформах методом «цуг». В 1981 г. провёл сложнейшие испытания по отработке беспарашютного десантирования грузов с самолёта Ил-76. 11 февраля 1981 г. выполнил первое беспарашютное десантирование моногруза с предельно малой высоты, а 23 августа 1981 г. – первое беспарашютное десантирование БМД-1 с предельно малой высоты.

Установил 43 мировых авиационных рекорда (из них 22 – вторым пилотом): в 1975 году – 25 рекордов грузоподъёмности и скорости на самолёте Ил-76, в 1981 году – 18 рекордов скорости на самолёте Ил-86.

Первую награду – орден «Знак Почета» А. М. Тюрюмин получил за участие в воздушном параде 1962 на самолете Ил-18. Это был один из самых масштабных показов техники в Москве. Вторая награда – орден Красной Звезды (22.07.1966) – вручена отважному сибиряку за испытание самолета Ил-62, а орден Боевого Красного Знамени (2.10.1969) – за испытание противолодочного самолета Ил-38. В августе 1974 А. М. Тюрюмин удостоен звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1976 г. за испытание и освоение новой авиационной техники и проявленные при этом мужество и героизм ему присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1978 г. Александру Михайловичу присвоено звание «Почётный гражданин Северобайкальского района».

В Чанчуре открыт Дом-музей А. М. Тюрюмина, в котором хранятся личные вещи и фотографии прославленного пилота.

 

1.jpg 2.jpg

В этом доме родился Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель Александр Михайлович Тюрюмин.

3.jpg

Лётный костюм А. М. Тюрюмина

4.jpg

После рекордного полета на ИЛ−86

Список источников

  • Тюрюмин А. М. // Иркипедия.ру. URL: http://irkipedia.ru/
  • Тюрюмин Александр Михайлович // Герои страны. URL: http://www.warheroes.ru/
  • Тюрюмин Александр Михайлович // Испытатели. URL: https://testpilot.ru.
  • Тюрюмин Александр Михайлович // Клуб героев. URL: http://xn—-9sbedka4ai5at2a.xn--p1ai/node/573
  • Цыренов Д. М. Тюрюмин Александр Михайлович // Герои Бурятии. Улан−Удэ, 1995. С. 150−151.

2018 © МАУ «Централизованная библиотечная система» г. Улан-Удэ